четверг, 7 апреля 2016 г.

5. Режим дня икс и наведенные когнитивные искажения.


Обычно период интенсивной учебы включается для какой-то цели. Экзамен, собеседование, какие-то тесты, тяжелый доклад, презентация… Режим дня икс тоже стоит продумать заранее. Для себя я вывел следующие правила:


  • последний день лучше не учиться, а отдыхать.
  • в последнюю ночь тоже лучше спать. Дать себе пару дополнительных часов, и спокойно отоспаться, даже если три правила не повторены, кошка не выкупана, а в интернете кто-то неправ.
  • с вечера и с утра надо нормально пожрать. Лучше каша с орехами, чем шоколадка и бекон, но тут уж на свой вкус - главное, чтобы в желудке что-то было, и он не подавал панические сигналы "Хьюстон, Хьюстон, у нас проблемы!" в самый ответственный момент.


Ну и минутка аутотренинга "мир не рухнет, если я не сдам\не выучу". Детям тоже полезно это проговорить. В конце концов, мир от безграмотных людей действительно не рухнет, а вот от нервных, задерганных и трясущихся невротиков - еще как может.


В рамках избавления от усвоенных когнитивных ошибок я, в частности, выполол одного жирного таракана "учиться надо много!"
Казалось бы - правильно. Хочешь сдать - учись много! Но коварство этого подхода в том, что "много" не расшифровывается. Например, я видел трактовку, что научиться рисовать можно, только рисуя по 8 часов в день каждый день без выходных, а иначе ты (включаем трагический тон) НИКОГДА НЕ НАУЧИШЬСЯ.
Фактически же этот подход приводит к тому, что люди или пытаются учиться больше, чем могут, срывая себе все мозговые "мышцы", и с ненавистью закидывая предмет куда подальше (или забывая все сразу после экзамена), или бросают обучение, или бесконечно откладывают на потом.
Хорошая новость: научиться до нужного уровня можно и без таких жертв. Главное - притормаживать сидящего в голове маленького учителя физики (математичку, классную, скандалиста-химика, вредную отличницу Машку, которой всегда тыкали, вредного умничку Пашку, с которым вечно сравнивали, маму и ее "Ох, не сдашь ты, ленивая задница!", папу и его ремень… неважно, подобный образ есть почти у каждого, эдакое маленькое персонифицированное общество). Для этого нужны передышки. Да, вот так внезапно: чтобы хорошо учиться, нужно отдыхать. Не все время отдыхать, а достаточно отдыхать. И учиться до усталости, а не до изнеможения. Если мозг заявляет, что на утреннее повторение карточек со словами он не подписывался - не повторяйте карточки со словами по утрам. Если промежуточные результаты плохи, а у вас мало времени - снижайте планку. Снижайте ее до минимума, на котором вы еще можете работать регулярно и с отдачей.
Потому что вот это вот сочетание - "регулярно и с отдачей" - это поедание слона по частям. Медленно. Без спешки. Лучше выучить на десять слов меньше, но выучить пять слов, чем НЕ выучить пятнадцать слов. Лучше проучить два вечера по 20 минут, чем проучить один день 40 минут, а следующие три дня прорыдать от ненависти к себе, такому тупому, или протупить их в фейсбук.
Есть одна деталь: если интенсивная учеба включена бессрочно, можно выгореть, иссякнуть и возненавидеть "эту чушь" навсегда. В случае, если жестких внешних границ нет, лучше своей царской волей их устанавливать.


Хорошие границы:
  • Учусь неделю, потом отдыхаю.
  • Доучусь до конца года, потом уеду в отпуск.
  • Сначала две недели учусь, потом иду в поход "все выключено", потом возвращаюсь и еще месяц учусь.
  • Работаю и учусь 5 дней, воскресенье и среда - священные праздники, никакой учебы и работы в воскресенье и в среду.


Плохие границы:
  • Возьму учебник на море, буду зубрить на берегу - даладна, прямо так уж и будешь учить на море. Куда вероятнее - неделя прокрастинации и упавшая самооценка. Нет уж, время отдыха - отдых!
  • Учусь, пока не выучу - нет четко обозначенного критерия "выучу". Так можно и на сто лет не выучить.
  • Работа - полный день, учеба - полный вечер, еще надо впихнуть танцы, музыку, и вторую работу, и не забыть интенсивно проучить язык - тут в целом нет границ. В сутках 24 часа, из них в среднем 8 надо спать, 9 - работать с часовым перерывом, из оставшихся 7 минимум 3 будут уходить на дорогу/качественное питание/отдых… В общем, правило "одного нового" отлично работает и тут. Например, привычная работа + интенсивный язык. Или новая работа, и неторопливое углубление английского с Intermediate до Upper-Intermediate.


Хорошая новость: люди  - существа чудовищной обучаемости. Фактически, любой человек в любом возрасте может выучить все, что угодно, вопрос лишь в длительности. Физические и ментальные ограничения могут замедлить процесс, условия старта имеют значения, но в конечном итоге добраться до цели реально. Главное - снова и снова начинать с точки, где остановился, и тормозить того, кто решит поругать за недостаточную скорость, посомневаться в успехе, и высказать другие претензии.
Ощущение себя "плохим", "тупым", "глупым", "тормозным", "бесполезным" - не помогает. Оно просто бессмысленно. Оно только тормозит работу, это пустые оценки, которые не дают работать.
Если они возникают снова и снова, стоит обратить внимание на их причину.


  • Возможно, у вас неудачный преподаватель, который “стряхивает на вас своих крокодильчиков”.
  • Возможно, у вас недостаточная система распределения времени. Вы мало спите, плохо едите, занимаетесь до упада и срыва мозговых мышц, до расползания картинки перед глазами, до полного непонимания, что перед вами.
  • Возможно, вы схватили слишком высокий уровень. Без базового знания грамматики невозможно выразить сложную мысль. Без достаточного словарного запаса невозможно читать худлит. В таком случае стоит сделать шаг назад, и повторить уже пройденное. Это не плохо, это нормальная часть обучения.
  • Возможно, в жизни произошло нечто, что заставило вас затормозить. Трагедия в семье, резко изменившийся достаток, болезнь - все это повод снизить нагрузку и/или вернуться на шаг назад. Это нормально. Это не показатель неуспеха и грядущего провала. Наоборот - это позволит усвоить основы крепче, что облегчит ввод новых конструкций.
  • Возможно, у вас не очень удачное окружение. Критикующие партнеры или родители, ядовитые друзья, тянущие назад (про ядовитых друзей прекрасно писала Джулия Кэмерон в своей книге-тренинге "Путь художника"), обстановка презрения или недоверия, травли - все это естественным образом снижает когнитивные способности просто потому, что часть ресурсов идет на борьбу и оборону. В таком случае тоже стоит снизить нагрузку.
  • В крайне редких случаях - когда обучение позволит покинуть ядовитую среду - можно рискнуть и увеличить обучение. Но только в том случае, если это даст видимый, и четкий способ покинуть эту среду: например, поступить на обучение в другой город. К таким увеличенным нагрузкам следует планировать отдых, иначе это может закончиться в больнице. Лучше подтупливать и получать четверки первый курс, чем вылететь с учебы и вернуться в опасный дом.


Это снижение объема дает мозгу шанс в принципе справиться с усвоением, а не вылететь в полный отказ.
Забота о себе - о своем теле, о своем “я”, о своем минимальном пространстве, о питании, сне и еде, об удовлетворении базовых потребностей - играет очень важную роль. Возможно, ключевую роль в самом обучении. Равномерные условия, тепло и свет людям не менее важны, чем бактериям.
Учеба - это работа. Активная учеба - это тяжелая работа, возможно, тяжелее многих физических аналогов. То, что это доступно детям, не делает учебу менее сложным и важным делом, и, как любой труд, она требует времени, уважения, и, порой, жесткой перестройки режима. Как тренировка дает боль в мышцах и молочную кислоту, так учеба дает стресс. Если помнить об этом опасном следствии и внимательно относиться к его уменьшению и устранению, учеба будет намного эффективнее, и приносить больше радости, а не страданий.


Использованная литература:
Джулия Кэмерон, "Путь художника"
Джулия Кэмерон, "Золотая жила"
Различные методические материалы, посвященные обучению детей и взрослых
Максим Ильяхов и его сайт
Януш Корчак, "Несерьезная педагогика"

Комментариев нет:

Отправить комментарий