понедельник, 4 апреля 2016 г.

4. Подробнее о режиме: питание.


Питание - тоже вопрос немаловажный. Мозг сам по себе - это жир, вода и сахар. То есть жир, вода и сахар ему жизненно необходимы. Никаких похудений и сушек в период активной фазы обучения быть не может. Тоже прямая аналогия с ростом мышц: или вы растите массу, но тогда потребление выше расхода, а то ничего не вырастет, или вы сушитесь, но тогда на рост мышц рассчитывать бессмысленно, наращенное бы не потерять.
С водой все понятно - вода должна быть. Просто быть. Хочется пить - надо пить. Не обязательно триста стаканов чистой воды, но пить надо.
Жир и сахар - вопрос похитрее. В любом случае все, что попадает в организм, распадается до простых сахаров, но все эти рекламы на тему зарядки мозгов быстрыми углеводами - это то же самое, что микрочастицы бриллиантов в геле для душа: у всех, знакомых со шкалой твердости Мооса, глаз дергается и рука сама отставляет подальше такую радость блеска и сверкания.
Прокачка мозга быстрыми углеводами - все равно что, что попытка тренироваться методом избиения себя в живот. Лучший способ питания - медленные углеводы, которые неторопливо отдают сахар в мозг, давая длительную подпитку.
Жиры должны быть. Жиры должны быть ненасыщенные. Впрочем, это наименее опасный вопрос, если вопрос прохождения в двери не стоит, то на это стоит обращать внимание в последнюю очередь, к питанию мозга оно относится минимально: лишь бы совсем жиры в порыве орторексии не срезать. Эквивалент столовой ложки растительного масла в день большинство людей уж наверное потребляет.
Главное правило питания в период активной умственной деятельности: оно должно быть достаточным. Лучше набрать немного кг, чем провалить экзамен, серьезно. Лучше съесть яблоко за час до занятия, чем шоколадку за 15 минут, но лучше съесть хоть что-то, чем мучиться от голода.
Кислород я упомянул не просто так. Духота опасна - что в классах, что дома, и особенно опасна она во время сна. Мозг у людей, как у прачеттовских троллей, лучше работает в свежей прохладной атмосфере. Воздуху - его наличию и качеству - стоит уделить особое внимание. Часовые прогулки, кстати, не только помогают укрепить ноги, но и дают хорошее насыщение кислородом, и помогают мозгу уложить знания.


Отдельного внимания заслуживает вопрос стимуляторов. Мое личное мнение: стимуляторы не нужны. Любое вздергивание мозга искусственными методами (от депривации сна до пироксикама - тут вопрос не в посконности и "химичности" методов) может дать не тот эффект: потому что сначала в рост пойдет тревожность, а вот качество усвоения информации может запросто пострадать.
Есть нюанс: я сам склонен к повышенной тревожности, так что для людей с другим опытом и вопрос использования/игнорирования стимуляторов может решаться иначе. Лучше в этом вопросе доверять врачу (если врач в пределах досягаемости), не заниматься самолечением, и не верить рекламе. Наоборот, в фазе экстремально активного обучения, когда надо построить огромное количество новых нейронных связей за короткое время, а потом еще и не потерять их, когда уровень будет пройден, лучше концентрироваться на ровном, последовательном развитии. Спорт, медитации, или - при показаниях - специальные антитревожные средства - будут давать при кажущемся "замедлении" отличный эффект на менее очевидном уровне: качестве и долговременности усвоенной информации.
Именно поэтому важно давать "хорошую", положительную обратную связь самому себе при обучении: слово "sustainability", к примеру, должно вызывать ассоциации типа "устойчивое развитие", "обалдеть, национальный парк в черте города" и "прикольные зеленые домики", а не "чертовы финны, помешанные на своей экологии!" и "ненавижу эту экологию, я хочу спать!", №я какой-то дебил и не могу выучить элементарное!". Первое имеет больше шансов сохраниться в памяти, даже когда экзамен будет сдан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий