3. Режим и организация процесса обучения
Режим важен. В работе с детьми на мою ошибку указала замечательная методист Галина Рогожкина, заметившая, что я пытаюсь провести занятие (полтора часа), непрерывно, сидя. Дети уставали, начинали тупить и баловаться, я начинал нервничать… Разбивка на три 25-минутных занятия с 5-минутными перерывами принесла внезапные плоды: уровень внимания и усидчивости взлетел до небес, даже последние 20 минут занимались изумительно продуктивно. Ценой "потери" 15 минут я спас больше 20 минут продуктивного времени.
Потеря не просто так в кавычках - на ногах, кидаясь мячиком, мы все равно занимались русским: та же игра в испорченный телефон отлично прокачивает навыки восприятия речи на слух.
Личный режим стоит на четырех китах:
- Сон.
- Питание.
- Передышки.
- Кислород.
Мозг не так уж отличается от мышц. Законы, по которым растут мышцы, применимы и к мозгу, причем буквально.
Мышцы любят темноту и покой, чтобы расти. Мозг - точно так же. И это значит, что мозгу нужен сон. Много сна. Закон Мартина Идена "урезать сон до 5 часов, лишь бы побольше читать" не работает, более того, он снижает продуктивность от самого чтения. В фазе активного обучения может начать клонить в сон раньше, и это нормально. Я с 7-часового сна перешел на 9-часовой, и, если срезал эти 2 часа сна, то превращался в зомби. Тело обычно знает, что ему нужно, не стоит ему мешать.
Отдельный вопрос: режим и объемы обучения. Их надо подбирать индивидуально, причем с точки зрения заботы о себе. (Дальше я подробно расскажу, как сам выпалывал злобный сорняк "ты недостаточно учишься!")
В случае, если вы чувствуете, что задача слишком большая и страшная - лучшее, что можно сделать, это дать передышку и радость, а потом ВЕРНУТЬСЯ. Вот этот пункт - возвращаться к работе, снова и снова, успокоившись и утешив ребенка (внутреннего ребенка это тоже касается!) - делает обучение качественным. Неважно, чему учиться - физике, английскому, или лазить по скалам.
Четыре правила:
- Работать до усталости, а не до изнеможения.
- Работать регулярно.
- Работать с передышками.
- Возвращаться к работе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий