воскресенье, 3 апреля 2016 г.

2. Ошибки: единичные, шаблонные.


Нет ничего неправильного в человеке, сделавшем ошибку. Все делают ошибки. В Британнике и Большой советской энциклопедии есть ошибки. Точно так же, как нельзя оттестировать все, нельзя истребить все ошибки. Но, смирившись с тем, что ошибки неизбежны, можно постепенно улучшать качество собственных знаний.
.
Я разделяю два вида ошибок:
  1. Единичные.
  2. Шаблонные.


Если ошибка единичная, то и особенной мороки не стоит, чаще всего это глупые описки, связанные с общей нервозностью, их достаточно исправить на правильный вариант и посмотреть на него, а потом заняться собственно снижением нервозности. Больше половины ошибок, которые я допускал, были связаны не с моим плохим знанием языка, а с ужасом, который я испытывал перед экзаменом и возможным провалом. А теперь вспомним натаскивание к ЕГЭ и забивание абитуры до полного отторжения сентенциями вида "не сдашь и в дворники пойдешь, выгоню из дома!"...
Чем спокойнее состояние, тем меньше шансов допустить единичную ошибку. Душевным состоянием и снижением уровня тревожности лучше заниматься параллельно, это не "баловство". Хорошие способы снижения тревоги: нетравматичный спорт, хобби, достаточный сон, достаточное и здоровое питание (нет, не шоколадки с колой и энергетиками, они еще и инсулиновые "качели" в крови устраивают). Впрочем, про режим чуть позже.


Ошибки-паттерны (шаблонные) куда опаснее. Они в основном связаны с несколькими причинами: ошибочно усвоенное правило, калька с родного языка (для иностранных языков), наложившаяся аналогия.  Например, людям с родным языком, не предполагающим артикли, довольно сложно усвоить правила постановки артиклей, потому что все, с ними связанное, "ощущается" на уровне родного языка, уже стабильно усвоенного, как бессмысленное излишество. Истреблять ошибки-паттерны тоже лучше системно.
В работе с детьми я использовал способ "написать правильно + повторить правило": то есть к локальной ошибке подтягивался паттерн правильного написания в подобных случаях. В итоге истребил ошибку "тся-ться", что и взрослым-то сложно бывает.
Для себя я добавлял обычно список образцов. Например, почему-то не дающееся мне правило добавления "s" к глаголам в третьем лице единственном числе настоящего времени я усваивал следующим образом: каждый раз, когда снова пропускал это эс, подчеркивал не ошибку, а существительное. Паттерн заключался в том, что я усвоил правило "she/he/it wants", но, стоило на место "she" вставить "Maria" или "boat", как я переставал воспринимать это как третье лицо. Немного тренировок - и усвоенное правило расширилось, а ошибка пропала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий