суббота, 2 апреля 2016 г.

Я начинаю выкладывать серию постов, суммирующим мой опыт преподавания и обучения. Обучение у меня вовсю идет, а вот преподавание пока на паузе. Чтобы не скучать без своих мелких, обобщаю результаты методических изысканий.

Активное обучение без травм, или как прокачать мозг и не убиться об это.


1. Введение. Запоминание правильного варианта вместо фиксации ошибок.

С сентября по апрель я вел курсы русского языка в рамках волонтерской программы "Помощь детям мигрантов" на базе волонтерской группы "Дети Петербурга".
С сентября по декабрь одновременно я занимался в школе "АйКласс", подтягивая английский с моего неприличного уровня на вменяемый: мне нужно было сдать IELTS (международный экзамен) минимум на 6.0 баллов.
Понимая, что времени чрезвычайно мало, я занялся самим подходом к обучению: в школе 10 лет назад была явно не подходящая мне палочная система (да боги, кому она вообще подходит, кроме МинОбра?!), а тут мне требовалось что-то большее, чем мотивация: некий способ борьбы с ужасом и паникой, которые раньше блокировали все мои попытки вытянуть предметы (и да, опять же спасибо палочной системе родной школы!)
Прочитав бездну статей про образование и эффективные методики обучения, я решил попробовать нечто среднее. Одновременно этот способ я использовал и для самообучения, и для детей, которым преподавал.
Результаты этого небольшого эксперимента превзошли мои самые смелые ожидания: я сам сдал IELTS на 6.0 в декабре, начав в сентябре с уровня максимум 4.0, а дети - Сияра(5 класс), Саида(4 класс) и Саша(4класс) - стали делать намного меньше ошибок. Сияра начала куда лучше писать, Саша с двоек-троек вылез на тройки-четверки и почти преодолел упорные падежи, Саида перестала так психовать из-за ошибок (у нее блестящий уровень, выше, чем у нейтивов ее возраста).

Для начала я выкинул красную ручку. Она у всех детей (включая бывших, вроде меня) ассоциируется с чем угодно, но не с учебой. Я использовал зеленую или синюю (для работ, написанных карандашом или черной пастой).
Далее - я полностью перестал концентрироваться на ошибках как на ошибках. Вообще. Целиком.
Я писал правильный вариант над неправильно написанным словом (если позволяло место), или ставил галочку и писал правильный вариант ниже. Логика простая - сам факт, что на это место обращают внимание, уже достаточный маркер ошибки. И - спасибо школе - достаточный источник фрустрации. Запоминается то, что вызывает сильные эмоции.
Если на сильные эмоции положить неправильный вариант, проговаривая его снова и снова, то - внизапна! - именно он и отложится в памяти.

Пример: есть такая цитата с баш.орга.
xxx: Вот в первом классе проходили "жи-ши" правило. На всех стенах были плакаты расклеены. Учительница проводила устный опрос, как правильно писать; предупредила: кто скажет, что через "ы" - получит кол. В общем, все условия. Так одна девочка все равно сказала, что через "ы", получила свой кол. И сразу за ней - вторая.
Я был возмущен, носился по дому кругами: "как же так? как можно было не запомнить и не извлечь никакого урока из опыта предыдущего оратора?"

Тут отлично видно, как учительница сама создала все условия для ошибки: напугала колом до умопомрачения и сказала "кто скажет "ы".
Самые чувствительные к социальному неодобрению и среагировали.
Еще раз: это не девочки тупые. Это учительница (профнепригодна) не понимает законов функционирования психики.

Так что раз за разом, с каждой ошибкой я работал на трех уровнях:
  1. Фиксируем факт, что тут - неправильно.
  2. Не углубляясь в вопрос, что не так с учеником, сделавшим ошибку, берем и сразу смотрим, как правильно.
  3. Повторяем правило или повторяем, что это исключение.
  4. Если слово незнакомо, узнаем значение.
  5. Используем правило "одного нового". Это правило означает, что любое новое понятие вводится на СТАРОМ материале. Это очень важно, чрезвычайно важно! Для новой грамматической конструкции надо использовать знакомую лексику, для новой лексики - простые конструкции. Незнакомое в незнакомом дает эффект паники и "ничегонепонимаю!", в итоге приходится начинать сначала.

Этот способ заставляет негативные эмоции от ошибки работать в нашу пользу, и в целом снижать их количество.
Для себя я использовал подобный метод с тем только уточнением, что базовый набор слов я уже знал, учил уже довольно сложные абстрактные понятия, вроде фиатных валют, поэтому для них подбирал или рисовал иллюстрации сам, исходя из собственных связок.
Планшет - великое изобретение. Я показывал детям тихоходки, ущелье, дирижабль, аэроплан, и оперативно закрывал еще пару десятков внезапно всплывающих пробелов. Слова запоминались влет - потому что это переставали быть простые буковки на бумаге, за ними появлялись картинки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий